Компьютерные технологии обучения

Летова Т.А., Сологуб Г.Б.

Материалы занятий

Тема 1. Основные понятия и история исследований

Обучение. Преподавание. Учение. Педагогическая задача. Педагогическая система. Дидактические принципы обучения. Разомкнутые и замкнутые системы обучения. Место компьютера в процессе обучения. Автоматизация тестирования. Линейное и разветвленное программированное обучение. Адаптивное обучение. Компьютерные обучающие и тестирующие системы.

Тема 2. Моделирование учебной дисциплины

Модель учебной дисциплины. Простейшие варианты моделей учебной дисциплины. Продукционные модели. Формально-логические модели. Модели на основе онтологии. Семантические сети. Фреймовые модели. Семантическое программирование. Элементарные фреймы. Терминальные тексты.

Тема 3. Моделирование знаний студента

Модель знаний студента. Тестирование знаний. Интегральная оценка знаний. Оверлейные модели. Модель разностного типа. Модель пертурбационного типа. Стереотипные модели. Семантическая модель требуемых знаний. Фрагментный фрейм. Целевой фрейм. Модель текущих знаний студента.

Тема 4. Семантические модели в тестировании знаний

Тема. Задача. Постановка задачи. Код ответа и форма ответа. Предикатное задание. Правильный ответ. Элементарная компетенция. Зависимости между темами, компетенциями и заданиями. Структурные и семантические элементы заданий. Параметры заданий. Построение персонифицированной модели знаний методом наследования.

Тема 5. Основы построения компьютерных учебников

Компьютерный учебный модуль: состав и отличия от учебного пособия. Оболочка компьютерного учебника: состав и процесс создания. Процесс наполнения информацией компьютерного учебника. Этапы обучения и уровни знаний: соответствующие модели и модули компьютерного учебника.

Тема 6. Основы создания компьютерных тестов и тестовых заданий

Требования к содержанию тестов. Требования к тестовым заданиям. Достоинства и недостатки компьютерного тестирования. Характеристики теста. Формы тестовых заданий. Правила формирования заданий в различных формах. Принципы составления теста из тестовых заданий.

Тема 7. Практические технологии поэтапного обучения с компьютерным учебником

Терминальные тексты: структура, содержание, оформление. Поэтапный контроль знаний. Алгоритм обучения по тематическому плану. Базовые, уточняющие, переводящие и развивающие вопросы. Алгоритм теста с ветвлениями, в зависимости от семантической оценки ответа.

Тема 8. Дистанционное обучение

Дистанционное обучение и его виды. Центр дистанционного обучения и его обязанности. Возможности системы дистанционного обучения для обучаемого, преподавателя, администратора. Преимущества и проблемы дистанционного обучения.

Вопросы к зачету